Региональная образовательная информационная среда

Материалы: Cтатьи участников конференции РОИС-2008

Инструменты
Персональный раздел
Категории


Ленинградский областной институт развития образования

Cтатьи участников конференции РОИС-2008

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУР

А.Г. Абрамов, Е.Н. Деркачева, О.О. Кузнецова, О.В. Мурашева, А.В. Сигалов | 10/12/2008 11:19:27 | Оргкомитет конференции

А.Г. Абрамов, Е.Н. Деркачева, О.О. Кузнецова, О.В. Мурашева, А.В. Сигалов Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций (ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика") Москва, Санкт-Петербург

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ШКОЛЕ ("ЭОР В ШКОЛЕ - 2008")

На протяжении последнего десятилетия в системе образования Российской Федерации активно развивается направление информатизации образования, связанное с развитием телекоммуникационных сетей и разработкой информационно-образовательных интернет-ресурсов. Прошедший, 2007 год вошел в историю информатизации образования РФ как год массового подключения школ к сети Интернет, которое реализовывалось в рамках Приоритетного национального проекта "Образование". В результате выполнения этого проекта к Интернету были подключены более 50 тысяч учреждений общего образования во всех регионах РФ. Наряду с развитием телекоммуникационной инфраструктуры, большое внимание уделяется также анализу и систематизации образовательных интернет-ресурсов, созданию эффективных средств навигации и поиска ресурсов, разработке новых высококачественных электронных образовательных ресурсов. Наиболее масштабные образовательные интернет-проекты, созданные в рамках федеральных программ, это - Федеральный портал "Российское образование" (www.edu.ru), Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru), Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (http://window.edu.ru), Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://eor.edu.ru), Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru). Данные проекты предоставляют своим посетителям свободный доступ к десяткам тысяч электронных образовательных ресурсов (ЭОР), расположенных как непосредственно на них самих, так и на других порталах и сайтах образовательной тематики в российском сегменте сети Интернет. Ключевыми направлениями работ на пути обеспечения массового внедрения ЭОР в педагогическую практику являются - повышение квалификации педагогов в области применения информационно-коммуникационных технологий и подготовка качественных методических материалов по применению доступных ЭОР в учебном процессе. Для успешного решения второй задачи крайне важно побудить инициативу к созданию соответствующих методических разработок у школьных учителей, организовать взаимно полезный обмен педагогическим опытом по практическому использованию ЭОР в образовательной деятельности. Внося свой вклад в решение сформулированных задач, в 2008 году Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций (ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика") при поддержке Министерства образования и науки РФ организовал и провел Всероссийский открытый конкурс "Учебно-методическое обеспечение - электронно-образовательные ресурсы в современной школе" ("ЭОР в школе 2008"), приуроченный ко Всероссийской научно-практической конференции "Информатизация образования. Школа XXI века". Целями конкурса являлось широкое информирование образовательного сообщества и популяризация использования электронных образовательных ресурсов для общего образования, разработанных в рамках федеральных программ; методическая поддержка внедрения электронных образовательных ресурсов в учебный процесс, ознакомление с опытом их практического использования в учреждениях общего образования, а также стимулирование и поддержка деятельности педагогов и методистов системы общего образования, активно использующих информационные технологии в образовательном процессе. На конкурс представлялись учебно-методические разработки, посвященные практическому применению в учебном процессе ЭОР, находящихся в открытом доступе в сети Интернет и размещенных в Федеральном центре информационно-образовательных ресурсов, Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, Информационной системе "Единое окно доступа к образовательным ресурсам", а также ресурсов, описания которых находятся на Федеральном портале "Российское образование". В числе представленных для участия в конкурсе материалов в основном фигурировали: - учебно-методические разработки к урокам, охватывающие одну или несколько тем учебных предметов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования; - методические рекомендации для организации самостоятельной работы учащихся с использованием ЭОР, в том числе при углубленном изучении предметов на профильном уровне; - методические разработки, ориентированные на учителей и нацеленные на повышение эффективности использования ЭОР при преподавании отдельных предметов; - комплекты контрольно-измерительных материалов на основе ЭОР с рекомендациями по их применению. Основными участниками конкурса стали педагоги учреждений системы общего и начального профессионального образования и учреждений дополнительного образования детей; сотрудники методических служб органов управления образования и учреждений повышения квалификации работников образования; студенты и аспиранты педагогических вузов. Конкурс "ЭОР в школе 2008" проводился по трем номинациям: 1. Естественнонаучные дисциплины. 2. Социально-гуманитарные дисциплины. 3. Межпредметные методические разработки. Для организации и проведения конкурса были сформированы два коллегиальных органа: оргкомитет и жюри, в которые были приглашены авторитетные деятели в области образования и информационных технологий, профессионально информированные о работах по тематике создания и использования ЭОР. Для приема и первичного рассмотрения заявок в составе оргкомитета была создана отборочная экспертная комиссия, определявшая соответствие поданных работ условиям конкурса. Ключевыми критериями, которыми руководствовались эксперты и члены жюри при рассмотрении заявок являлись практическая значимость разработки для целей обучения, уровень методической проработки, а также стиль и ясность изложения материала. Ход проведения конкурса и его результаты освещались на сайте http://www.ict.edu.ru/eor2008, там же был организован сбор и обработка конкурсных заявок экспертами и членам жюри конкурса. Выдвижение разработок на конкурс осуществлялось в режиме on-line путем заполнения электронной формы - заявки на указанном сайте с приложением файлов с описанием разработки и, при необходимости, дополнительными материалами. Заявка включала в себя сведения об авторе и организации, наименование проекта, аннотацию к разработке, содержащую общую характеристику представляемой учебно-методической разработки, ее назначение и способы практического использования. Решение о регистрации поступивших заявок для участия в конкурсе принималось экспертной комиссией и отражалось на сайте конкурса. Конкурсный отбор принятых для участия в конкурсе заявок проводился в два этапа. На первом этапе к рассмотрению заявок были привлечены эксперты региональных авторитетных организаций образования и управления образованием. Предварительный отбор осуществлялся на основе оценки экспертами соответствия заявленных материалов перечисленным выше критериям. Заявки, получившие наибольшее количество голосов в свою поддержку, направлялись во второй тур. На втором этапе производилось оценивание отобранных в ходе первого этапа заявок и определение финалистов конкурса в номинациях. Оценивание осуществлялось номинационными комиссиями, которые были созданы по каждой из номинаций из общего состава жюри конкурса. Настоящий конкурс вызвал большой интерес в российской педагогической среде: для участия в конкурсе было принято и рассмотрено отборочной экспертной комиссией 787 разработок, представляющих вместе 65 регионов РФ. При этом наибольшее количество принятых заявок поступило из Красноярского, Ставропольского и Пермского краев, Республики Саха (Якутия) и Белгородской области (более 40 разработок от каждого из регионов). Следует отметить, что уровень представленных работ существенно отличался: от достаточно примитивных файлов-презентаций до весьма качественных полноценных учебно-методических разработок, широко использующих ЭОР различного вида и содержания (тексты, изображения, мультимедиа и т.д.). В результате первого (регионального) этапа было отобрано 165 разработок из 47 регионов РФ, номинированных жюри в качестве лауреатов конкурса. По конкурсным номинациям разработки лауреатов распределились следующим образом: Естественнонаучные дисциплины - 108; Социально-гуманитарные дисциплины - 25; Межпредметные методические разработки - 32. По итогам второго этапа конкурса его победителями были признаны 63 разработки из 18 регионов РФ со следующим распределением использованных в них ЭОР по базовым информационным системам из условий конкурса: - Федеральный центр информационных образовательных ресурсов - 12; - Информационная система "Единое окно доступа к цифровым образовательным ресурсам" - 14; - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - 37. Информация обо всех участниках конкурса и поданных ими разработках (ФИО автора проекта, название проекта, организация, регион РФ) размещена в специальной базе данных на сайте конкурса http://www.ict.edu.ru/eor2008. Файлы с описанием разработок и дополнительными материалами лауреатов и победителей конкурса доступны для свободного скачивания. Всероссийская научно-практическая конференция "Информатизация образования. Школа 21 века", участниками которой, в том числе, стали более 50-ти школьных учителей из числа победителей конкурса, состоялась в период с 29 сентября по 4 октября 2008 года. Конференция была проведена на теплоходе, проследовавшем по маршруту Москва - Тверь - Ярославль - Москва и освещалась на сайте http://conference.school.informika.ru. Всего в работе конференции приняло участие более 200 человек, включая педагогов, представителей региональных Департаментов образования, Национального фонда подготовки кадров и ряда IT-компаний. Пленарные заседания конференции прошли в Твери и Ярославле на базе Тверского государственного технического университета и Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. В ходе работы секций конференции было заслушано более 50-ти докладов по следующим содержательным направлениям: - создание и использование электронных образовательных ресурсов нового поколения; - внедрение инновационных образовательных технологий в процесс обучения; - организация сетевого взаимодействия учителей; - совершенствование инфраструктуры информатизации образования. В рамках конференции прошла выставка современных IT-решений отечественных и зарубежных фирм "Новые информационные технологии в школе", на которой были представлены информационные стенды IT-компаний и издательств: Microsoft, Kraftway, Издательство "БИНОМ Лаборатория знаний", Фирма 1С и др. Кроме того, состоялись презентации, мастер-классы, круглые столы по темам: "Региональные модели непрерывного информационного образования в школе", "Образование Веб 2.0: Проблемы и перспективы развития", "Современные методы, технологии и продукты для организации учебного процесса на базе электронных образовательных ресурсов", "Проблемы использования пакета "Первая Помощь 1.0" в образовательных учреждениях". При подведении итогов конференции руководителями секций были предложены для награждения и одобрены оргкомитетом 10 докладов, сделанных учителями - победителями конкурса "ЭОР в школе 2008". За активное участие в работе конференции дипломами были отмечены 14 участников конференции. По итогам проведения Всероссийских конкурса "ЭОР в школе 2008" и конференции "Информатизация образования. Школа 21 века" участники и члены оргкомитета выразили общее мнение о целесообразности дальнейшего ежегодного проведения подобных мероприятий, предоставляющих широкие возможности для плодотворного общения в среде педагогического и научного сообществ, обмена опытом, обсуждения вопросов и проблем, возникающих в ходе решения комплексной задачи информатизации образования в России.