Региональная образовательная информационная среда

Материалы: Материалы участников РОИС-2011

Инструменты
Персональный раздел
Категории


Ленинградский областной институт развития образования

Здесь размещены материалы, связанные с проблематикой конференции (статьи, презентации, тезисы и т.д.), структурированные по разным тематическим рубрикам.

Проектная деятельность по информатике

Светлана Тур | 10/10/2011 23:44:13 | Светлана Николаевна Тур

В настоящее время в соответствии с региональной долгосрочной целевой программой развития образования на 2011 - 2015 гг. необходимо сформировать инновационную образовательную среду, обеспечивающую сохранение здоровья, личное и профессиональное развитие учатников образовательного процесса, гражданскую активность и творческую самореализацию, повышение роли образования в развитии человеческого потенциала. Достижение данной цели невозможно без внедрения в образовательный процесс современных учебно-методических, дидактических средств обучения, которые помогут организовать образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, ориентированного на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.

Для реализации региональной долгосрочной целевой программы развития образования на 2011-2015 уч. гг. был разработан комплект учебных пособий по информатике, получивший гриф "Рекомендовано для использования в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области":

  1. Тур С.Н. Информатика. Тетрадь проектов для 2 класса СПб.: БХВ-Петербург, 2011.
  2. Тур С.Н. Информатика. Тетрадь проектов для 3 класса СПб.: БХВ-Петербург, 2011.
  3. Тур С.Н. Информатика. Тетрадь проектов для 4 класса СПб.: БХВ-Петербург, 2011.

Тетради проектов содержат все научно-выверенные этапы:

 - тема проекта, источники информации, виды проектов;
 - карта и эмблема проекта;
 - план работы над проектом;
 - этапы работы над проектом;
 - корректировка деятельности;
 - приемы оценивания проектов;
 - приемы самооценивания;
 - приемы взаимооценивания;
 - отрезные листы результатов работы над проектами (для обязательного портфолио ученика);
 - краткие методические рекомендации по созданию проектов.

Ниже представлен фрагмент примерной образовательной программы.

Ссылка на полный текст: http://narod.ru/disk/28232909001/1.doc.html

         
 

Примерная образовательная программа

                         Проектная деятельность
                             по информатике
                    для обучающихся начальной школы 

В соответствии со Стандартами приемы работы с информацией формируются в каждой образовательной области; первоначальные компетенции по информатике и информационным технологиям целенаправленно формируются в образовательной области «Математика и информатика». Базисный учебный план ОУ РФ (обязательная часть) предусматривает обеспечение формирования компьютерной грамотности учащихся за счет введения учебного модуля «Информатика» во 2 – 4 классах в предметной области «Математика».

Приобщению к информационно-коммуникационной деятельности, формированию компетенций работы с информацией, созданию условий для расширения первоначальных компетенций по информатике и информационным технологиям может способствовать проектная деятельность по информатике.

Цель и задачи программы

Цель программы: создать уникальную ситуацию приобщения к информационно-коммуникационной деятельности, формирование информационных компетенций, расширение первоначальных компетенций по информатике и информационным технологиям. К основным задачам следует отнести: освоение первоначальных представлений о компьютерной грамотности; формирование общеучебных умений: логического и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск); овладение такими универсальными учебными действиями, как: ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной проектной деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценка собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе; овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач; развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни; развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание интереса к информатике, информационной и коммуникативной деятельности, стремления использовать знаний из области информатики в повседневной жизни; воспитание уважения к другим людям, терпимости к чужому мнению, развитие умения вести диалог, готовности к сотрудничеству; воспитание трудолюбия, самостоятельности и творческого отношения к учению и труду, ответственности к жизни и будущей профессиональной деятельности; формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Содержание программы

2 класс

 Тема 1: «Информация, человек, компьютер» Проекты: Мир вкусов и ароматов; Мир звуков; Источники и приемники информации в природе; Компьютер – помощник человека; Важные технические изобретения; Носители информации; другое.

 Тема 2: «Кодирование информации» Проекты: Мир кодов; Языки людей и алфавиты; История славянской азбуки; История русского книгопечатания; Письменные источники информации; Информация и компьютер; другое.

 Тема 3: «Числовая информация и компьютер» Проекты: История счета на пальцах; Как считали в древности; Пословицы и поговорки о числах, счете, времени; Приборы и устройства для счета и представления времени; Числа и компьютер; Память компьютера; другое.

 Тема 4: «Нечисловая информация и компьютер» Проекты: Виды текстов; Текстовая информация и компьютер; Как передавали информацию в старину. История почты; Современные способы передачи разных видов информации; Графическая информация и компьютер; Звуковая информация и компьютер; другое.

3 класс

 Тема 1: «Компьютер и деятельность человека» Проекты: Компьютер – инструмент математика; Компьютер – инструмент художника; Компьютер – помощник музыканта; Компьютер как инструмент обработки текстов; Компьютер – помощник школьника; Компьютер – инструмент библиотекаря.

 Тема 2: «Действия с информацией» Проекты: Поиск и отбор информации; Обработка информации; Кодирование информации; Упорядочение информации; Хранение информации; Передача информации.

 Тема 3: «Объекты» Проекты: Виды объектов; Свойства объектов; Элементный состав объектов; Отношения между объектами; Действия объектов; Электронные объекты.

 Тема 4: «Электронные документы» Проекты: Текст; Числа; Изображения (рисунки, схемы, фотографии, карты, диаграммы); Электронные таблицы; Звук; Видео.

4 класс

 Тема 1: «Компьютер и деятельность человека» Проекты: Виды информационной деятельности человека; Компьютер и другие технические средства; Профессии людей, связанных с компьютерной деятельностью; Образовательные информационные ресурсы; Информационная безопасность; Информационная этика и культура поведения.

 Тема 2: «Знакомство с логикой» Проекты: Познание. Формы познания; Понятие. Виды понятий; Суждения; Высказывания истинные и ложные; Отрицания; Умозаключение и его виды; Аналогии и закономерности.

 Тема 3: «Модель и моделирование» Проекты: Модель и моделирование; Материальные модели; Информационные модели; Математические модели; Учебные и игровые модели; Компьютерные модели.

 Тема 4: «Алгоритмы и управление» Проекты: Алгоритм. Свойства алгоритмов; Виды алгоритмов; Представление алгоритмов; Исполнители алгоритмов; Алгоритм и компьютерная программа; Алгоритмы и управление.

Планируемые результаты обучения

Проектная деятельность по информатике, являясь эффективным способом реализации обобщенных способов действий, системно-деятельностного подхода и формирования метаумений, обеспечивает условия для достижения обучающимися на первой ступени школьного обучения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных задач могут быть им успешно реализованы с помощью информационных технологий; познавательный интерес к информатике и информационно-коммуникационным технологиям. Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию и устанавливать информационные отношения и связи объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи; умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи. Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания об информации, видах информации, источниках, приемниках и носителях информации; естественных и искусственных языках, кодировании и представлении разных видов информации в компьютере; действиях с информацией; объекте, создании и обработке электронных информационных объектов; о логике: истине и лжи, отрицаниях, утверждениях и выводах, высказываниях, суждении и умозаключении; модели и моделировании; алгоритмах и управлении, средствах коммуникации; умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы и таблицы; умения использовать алгоритмы в учебной и повседневной деятельности; практические навыки работы на компьютере: соблюдение безопасных приемов труда, бережное отношение к техническим устройствам, включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств, использование клавиатуры и мыши; работа с цифровыми образовательными ресурсами, обработка (создание, редактирование, сохранение и удаление) простых и мультимедийных информационных документов: текстов, рисунков, схем, таблиц и презентаций; простые приемы поиска информации в электронных каталогах, справочниках, энциклопедиях.

Пути реализации программы

Проектная деятельность по информатике может быть реализована по общеинтеллектуальному направлению развития личности во внеурочной деятельности в части Базисного учебного плана ОУ РФ, формируемой участниками образовательного процесса.

Формы реализации: кружки, факультативы, проектная деятельность - 2, 3, 4 классы.

Количество часов: 34 часа в год (1 час в неделю) - 2, 3, 4 классы.

Примерное распределение учебного времени на ведение проектной деятельности по каждому проекту

1. Знакомство с темой. Выявление интересов учащихся. Выбор темы проекта. Определение вида деятельности каждого обучающегося (индивидуальный, в паре, групповой) – 1 ч.

2. Проектирование. Постановка проблемы. Планирование действий – 1 ч.

3. Поиск информации – 1 ч.

4. Создание продукта проектной деятельности – 2 ч.

5. Контроль и корректировка проектной деятельности – 1 ч.

6. Самоанализ и презентация проекта – 1 ч.

7. Оценивание. Подведение итогов. Портфолио проекта – 1 ч.

Примерное объединение в группы по интересам с одноклассниками

Группа «Исследователи»;

Группа «Мыслители»;

Группа «Теоретики»;

Группа «Открыватели» и так далее.