Региональная образовательная информационная среда

Материалы: Доклады, опубликованные в сборнике статей РОИС-2006

Инструменты
Персональный раздел
Категории


Ленинградский областной институт развития образования

Статьи о теории и региональной практике внедрении дистанционных образовательных технологий (ДОТ) как работе с педагогами, так и их учениками.

Дистанционная поддержка обучения на основе веб-портфолио учителя

Государев Илья Борисович | 30/10/2006 23:36:22 | Оргкомитет конференции

Государев Илья Борисович, – доцент кафедры ИКТ РГПУ им.А.И.Герцена, зам. директора по ОЭР ГОУ СОШ №328

Дистанционная поддержка обучения на основе веб-портфолио учителя

В соответствии с Концепцией развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2005-2010 гг.» (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22 марта 2005 г. №343), к числу основных направлений развития системы образования Санкт-Петербурга относится обеспечение нового качества образования. Решение этой задачи предполагает, в частности, «создание системы дистанционного обучения для детей-инвалидов и детей, не охваченных систематическими занятиями в школе».

Задачи данного этапа развития образовательной системы в полной мере согласуются с задачами федеральной целевой программы развития единой образовательной информационной среды (ФЦП РЕОИС).

Развитие дистанционной поддержки образовательного процесса отвечает задачам развития единого информационного пространства района, решаемым Центром информатизации Невского района (ЦИСОН).

К числу учащихся, не посещающих занятия в школе систематически, относятся:

Таким образом, в 11 классе количество учащихся, не посещающих занятия по тем или иным предметам систематически, может быть значительным.

Постепенный переход к дистанционному обучению в общеобразовательной школе является одним из следствий перехода к профильному обучению, так как изучение курсов в рамках сетевой модели предполагает использование образовательных услуг, предоставляемых разными образовательными учреждениями, в том числе и территориально удаленными.

В связи с этим актуальным является проведение эксперимента, направленного на разрешение противоречия между сложившейся в практике обучения ситуацией и требованиями, предъявляемыми к качеству образовательного процесса.

Актуальность эксперимента усиливается тем обстоятельством, что в условиях перехода к профильному обучению происходит накопление элективных курсов, изучение которых требует усиления проектно-исследовательской составляющей учебной деятельности, активной работы со средствами ИКТ и интернет-ресурсами, что обусловливает необходимость создания средств дистанционной поддержки элективных курсов.

Цель эксперимента - разработка модели дистанционной поддержки обучения в 11 классе по ряду предметов для школьников, не посещающих занятия систематически. Достижению этой цели должно способствовать решение следующих задач:

  1. Определить условия повышения качества образовательного процесса за счет перехода к дистанционной поддержке образовательного процесса
  2. Разработать концепцию модели дистанционной поддержки образовательного процесса
  3. Спроектировать и организовать деятельность рабочих групп по созданию материалов дистанционной поддержки
  4. Создать компоненты веб-портфолио учителей, включая сценарии уроков и планирование
  5. Провести открытые уроки с демонстрацией разработанных моделей и научно-методические семинары по теме исследования.

При разработке концепции в качестве исходных принимаются следующие положения:

1. Организация дистанционного обучения возможна:

a. в полной форме (изучение предмета или всей учебной программы на дистанционной основе)

b. в форме дистанционной поддержки (частичное/ фрагментарное / изучение ряда тем / предметов на дистанционной основе)

c. в форме включения в традиционный учебный процесс (использование дистанционных материалов на традиционных уроках).

Примерная общая схема взаимодействия субъектов образовательного процесса при дистанционной поддержке иллюстрируется следующей диаграммой:

Image:articles_17_2602.png

2. Внедрение элементов дистанционного положения / дистанционной поддержки должно происходить параллельно с развитием технического парка школы

3. Условием эффективной реализации эксперимента является повышение квалификации учителей в области применения информационных технологии в образовании, в области дистанционного обучения.

Автором данной статьи в качестве основы модели дистанционной поддержки образовательного процесса, которую планируется разработать, предложена следующая схема.

Работу по проекту координирует заместитель директора по ОЭР. Им осуществляется:

Схема поясняется следующей иллюстрацией:

Image:articles_17_gos1.jpg

Председателями методических объединений при поддержке учителей разрабатываются варианты планирования, адаптированные к использованию технологий дистанционного обучения, а также материалы дистанционной поддержки. Эта деятельность осуществляется в локальной сети школы, что подразумевает необходимость ее модернизации за счет увеличения покрываемой площади и включения в ее состав новых компьютеров.

Работы по совершенствованию сети должны включить оборудование АРМов (компьютеров с периферией, подключенных к сети) некоторых учителей, являющихся председателями методических объединений, создание нескольких рабочих мест в библиотеке и кабинете заместителя директора по воспитательной работе.

Типичный материал/ресурс дистанционной поддержки обучения некоторой теме учебного предмета представляет собой компонент веб-портфолио учителя. Он используется, например, в той ситуации, когда тот или иной учащийся пропускает значительное число занятий, необходимых для изучения данной темы. Ресурс включает:

Очень важно, чтобы учащийся мог выполнить задания, пользуясь только имеющимися в Интернете ресурсами и рекомендациями/инструкциями, которые сформулированы учителем.

На сайте http://edu.of.ru/spb328sc приведены примеры готовых к использованию ресурсов (экспериментальная работа предполагает создание системы таких ресурсов, охватывающих ряд предметов школьной программы).

Image:articles_17_2603.png